Все люди такие разные, один я одинаковый.
Под кат убраны рассуждения - попытки, в основном тщетные, решить эти вопросы. Если благодаря совместным усилиям сообщества ответы будут найдены, то это будет просто замечательно.
.
1. Есть ли оруженосцы в других странах, помимо Талига?
читать дальшеСудя по всему, они есть в Дриксен: в «Из глубин» про генерала графа Хохвенде сказано, что он «начал с доноса на своего господина» – но господином у дворянина может быть только тот, у кого он служил оруженосцем.
2. Когда возник институт оруженосцев?
читать дальшеВ «Приложениях» к ЛП сказано, что «Франциск имел с ним (Михаэлем фок Варзов) длительную беседу, после чего была учреждена школа оруженосцев в Лаик». Из формулировки неясно, было ли при этом создано и само понятие «оруженосец» – или только школа для централизованного и контролируемого государством обучения юношей, которые раньше становились оруженосцами «в частном порядке».
Вообще такое индивидуальное ученичество + служба у более опытного дворянина (не обязательно военного) настолько характерно именно для средневековой цивилизации, с ее принципом личной зависимости и личной верности, что было бы странно, если бы это отсутствовало в средневековой Кэртиане, но возникло там с началом Нового времени…
3. Почему Лаик полгода пустует?
читать дальшеНа форуме Веры Камши многие отмечали чрезмерную и недостаточно обоснованную краткосрочность обучения (предполагаю, что автору по сюжетным соображениям было нужно, чтобы Дик потратил на учебу не несколько лет, а всего полгода, но при этом прошел обычный курс – вот и пришлось сокращать срок для всех). Даже если принять, что главной целью было не приобретение знаний, а воспитание юношей в должном духе, срок все равно слишком мал – полугода на такое поворачивание мозгов в нужную сторону никак не хватит. Если новый набор в Лаик происходит раз в год, то почему бы обучению не продолжаться 12-14 месяцев? Какой смысл в том, чтобы немаленький персонал, начиная с капитана и кончая привратниками, простаивал столько же, сколько работает?
С большой натяжкой можно предположить, что это делается по причинам, связанным с кэртианской мистикой (что в Лаик она присутствует в разных видах, мы неоднократно убеждались) – допустим, там ежегодно проводятся некие ритуалы (чьи и какие, даже представить не могу), растягивающиеся как раз на полгода. Но каково в таком случае официальное объяснение для тех, кто ни в какие чудеса не верит (а таких в Талиге среди власть имущих всё-таки большинство)?
4. Кризис перепроизводства оруженосцев
читать дальшеОн ведь должен быть неизбежен, раз срок службы у эра – три года, а выпускают новых каждый год? То есть кандидатов всегда примерно втрое больше, чем появляется вакансий. К тому же воспитание юношества явно не считается гласной или хотя бы негласной обязанностью всех тех, кто имеет на это право – у абсолютного большинства высокопоставленных военных, которых мы встречаем в ОЭ, оруженосцев нет (Лионель и Эмиль Савиньяки, Жермон Ариго, Вальдес, фок Варзов, Ноймаринен, Джеймс и Дэвид Рокслеи, Дьегаррон, Курт Вейзель, Леонард Манрик). Даже Алва берет оруженосца впервые... И непохоже, чтобы на место оруженосца, закончившего службу, тут же брали нового.
В момент распределения выпуска Дика (двадцать человек) «двадцать семь Лучших людей не имели оруженосцев»; но в списке унаров следующего года, поданном Сильвестру, уже пятьдесят два человека! Хватит ли на них потенциальных эров, учитывая, что двадцать уже заняты на ближайшие три года? Если бы кто-то сумел подсчитать, сколько примерно в Талиге Лучших Людей, то вопрос о наличии и отсутствии кризиса был бы решен.
5. Что ожидает нетрудоустроенного выпускника Лаик?
читать дальшеПричина неустройства – вышеупомянутый кризис, или просто его никто не захочет взять. (Скорее всего, именно это случилось с теми двумя юношами, которые остались с Диком на Фабиановой площади под конец церемонии.) А ведь возможность стать оруженосцем предоставляется только раз в жизни – сразу после выпуска из Лаик; сделать еще одну попытку, в следующем году, уже нельзя. Чем грозит для судьбы и карьеры неполучение рыцарского звания? Будут ли их всю жизнь считать – официально или неофициально – дворянами второго сорта? Будут ли они из-за этого как-то ограничены в своих правах и возможностях, начиная с военной службы и кончая заключением выгодного брака? Много ли таких людей в Талиге?
6. Оруженосец, лишившийся эра: что дальше?
читать дальшеЗа три года в почти постоянно воюющей стране эр запросто может погибнуть (не говоря уже о дуэлях и болезнях). Что будет с его оруженосцем? Может ли он поступить к кому-то другому и сколько тогда ему служить: остаток срока или новый срок целиком? Такие случаи должны быть нередки, так что наверняка есть какой-то закон на сей счет – увы, оставшийся неизвестным читателям...
Именно в таком положении оказался Валентин после убийства Давенпортом Генри Рокслея – но мы не видим, чтобы он предпринимал какие-то шаги для своего дальнейшего устройства в оруженосцы.
7. Рыцарское звание: каково его реальное значение?
читать дальшеСамый темный и сложный из вопросов. Начиная чтение КНК, я предполагала, что тут та же ситуация, что в средневековой Европе: служба оруженосцем и завершающее ее посвящение в рыцари – обязательная ступень перед получением воинского звания (или его тогдашнего аналога) и началом военной карьеры. Но что мы видим на примере знакомого нам выпуска Лаик (к концу СЗ-1 никто еще не закончил срок службы, кроме особого случая с Диком – о нем см. ниже):
1) они уже успели получить офицерские звания (кто-то корнет, кто-то даже теньент), и не преждевременно, за какие-то выдающиеся подвиги, а в обычном порядке; причем стать офицером, в том числе и в гвардии, можно, даже не учась в Лаик (как Герард благодаря Алве);
2) они занимают военные должности – адъютантов (интересно, что Дик – единственный оруженосец, не бывший адъютантом своего эра);
3) они занимают гражданские должности (Дик и Валентин – при Альдо);
4) по крайней мере один из них (Дик) награжден орденами;
3) герцоги и главы Великих домов (Дик и Валентин) исполняют все обязанности/пользуются всеми правами, вытекающими из их положения и титула: распоряжаются имуществом, личной гвардией, дают согласие на брак родственниц.
Вопрос: что изменится в их жизни от присвоения им этого загадочного рыцарского звания, если оно означает что-то вроде достижения дворянином сословной полноправности (как совершеннолетие – возрастной полноправности)?
Фердинанд во время встречи с Диком в Багерлее говорит «вы так и не стали рыцарем, оруженосец… Вы никем не стали» как о чем-то очень важном; но в чем конкретно эта важность заключается?
Между прочим, Валентин формально находится даже в худшем положении, чем Дик: того преждевременно освободил от службы его эр – это явно законная, хотя и редкая процедура (кстати, непонятно: когда Алва говорит, что «я считаю его обучение законченным. Он достоин стать одним из талигойских рыцарей. Я подтверждаю сие пред землей и небесами» – означает ли это автоматическое присвоение рыцарского звания, или Алва только дает разрешение на эту церемонию, которую должен проводить не эр, а кто-то другой – может быть, король?).
Валентин остался без эра, и, по-видимому, без перспектив на рыцарское звание – но ничто не указывает на то, что это как-то беспокоит его или всех тех, кто имеет с ним дело; даже Дик, подыскивая для него упреки и оскорбления, ни разу не говорит что-нибудь вроде «вы не дослужили оруженосцем и теперь не станете рыцарем». И Алва, принимая у Валентина присягу, присваивая чин полковника и обсуждая его ближайшее будущее, не упоминает об этом предмете. Так насколько же в действительности это важно?
.
1. Есть ли оруженосцы в других странах, помимо Талига?
читать дальшеСудя по всему, они есть в Дриксен: в «Из глубин» про генерала графа Хохвенде сказано, что он «начал с доноса на своего господина» – но господином у дворянина может быть только тот, у кого он служил оруженосцем.
2. Когда возник институт оруженосцев?
читать дальшеВ «Приложениях» к ЛП сказано, что «Франциск имел с ним (Михаэлем фок Варзов) длительную беседу, после чего была учреждена школа оруженосцев в Лаик». Из формулировки неясно, было ли при этом создано и само понятие «оруженосец» – или только школа для централизованного и контролируемого государством обучения юношей, которые раньше становились оруженосцами «в частном порядке».
Вообще такое индивидуальное ученичество + служба у более опытного дворянина (не обязательно военного) настолько характерно именно для средневековой цивилизации, с ее принципом личной зависимости и личной верности, что было бы странно, если бы это отсутствовало в средневековой Кэртиане, но возникло там с началом Нового времени…
3. Почему Лаик полгода пустует?
читать дальшеНа форуме Веры Камши многие отмечали чрезмерную и недостаточно обоснованную краткосрочность обучения (предполагаю, что автору по сюжетным соображениям было нужно, чтобы Дик потратил на учебу не несколько лет, а всего полгода, но при этом прошел обычный курс – вот и пришлось сокращать срок для всех). Даже если принять, что главной целью было не приобретение знаний, а воспитание юношей в должном духе, срок все равно слишком мал – полугода на такое поворачивание мозгов в нужную сторону никак не хватит. Если новый набор в Лаик происходит раз в год, то почему бы обучению не продолжаться 12-14 месяцев? Какой смысл в том, чтобы немаленький персонал, начиная с капитана и кончая привратниками, простаивал столько же, сколько работает?
С большой натяжкой можно предположить, что это делается по причинам, связанным с кэртианской мистикой (что в Лаик она присутствует в разных видах, мы неоднократно убеждались) – допустим, там ежегодно проводятся некие ритуалы (чьи и какие, даже представить не могу), растягивающиеся как раз на полгода. Но каково в таком случае официальное объяснение для тех, кто ни в какие чудеса не верит (а таких в Талиге среди власть имущих всё-таки большинство)?
4. Кризис перепроизводства оруженосцев
читать дальшеОн ведь должен быть неизбежен, раз срок службы у эра – три года, а выпускают новых каждый год? То есть кандидатов всегда примерно втрое больше, чем появляется вакансий. К тому же воспитание юношества явно не считается гласной или хотя бы негласной обязанностью всех тех, кто имеет на это право – у абсолютного большинства высокопоставленных военных, которых мы встречаем в ОЭ, оруженосцев нет (Лионель и Эмиль Савиньяки, Жермон Ариго, Вальдес, фок Варзов, Ноймаринен, Джеймс и Дэвид Рокслеи, Дьегаррон, Курт Вейзель, Леонард Манрик). Даже Алва берет оруженосца впервые... И непохоже, чтобы на место оруженосца, закончившего службу, тут же брали нового.
В момент распределения выпуска Дика (двадцать человек) «двадцать семь Лучших людей не имели оруженосцев»; но в списке унаров следующего года, поданном Сильвестру, уже пятьдесят два человека! Хватит ли на них потенциальных эров, учитывая, что двадцать уже заняты на ближайшие три года? Если бы кто-то сумел подсчитать, сколько примерно в Талиге Лучших Людей, то вопрос о наличии и отсутствии кризиса был бы решен.
5. Что ожидает нетрудоустроенного выпускника Лаик?
читать дальшеПричина неустройства – вышеупомянутый кризис, или просто его никто не захочет взять. (Скорее всего, именно это случилось с теми двумя юношами, которые остались с Диком на Фабиановой площади под конец церемонии.) А ведь возможность стать оруженосцем предоставляется только раз в жизни – сразу после выпуска из Лаик; сделать еще одну попытку, в следующем году, уже нельзя. Чем грозит для судьбы и карьеры неполучение рыцарского звания? Будут ли их всю жизнь считать – официально или неофициально – дворянами второго сорта? Будут ли они из-за этого как-то ограничены в своих правах и возможностях, начиная с военной службы и кончая заключением выгодного брака? Много ли таких людей в Талиге?
6. Оруженосец, лишившийся эра: что дальше?
читать дальшеЗа три года в почти постоянно воюющей стране эр запросто может погибнуть (не говоря уже о дуэлях и болезнях). Что будет с его оруженосцем? Может ли он поступить к кому-то другому и сколько тогда ему служить: остаток срока или новый срок целиком? Такие случаи должны быть нередки, так что наверняка есть какой-то закон на сей счет – увы, оставшийся неизвестным читателям...
Именно в таком положении оказался Валентин после убийства Давенпортом Генри Рокслея – но мы не видим, чтобы он предпринимал какие-то шаги для своего дальнейшего устройства в оруженосцы.
7. Рыцарское звание: каково его реальное значение?
читать дальшеСамый темный и сложный из вопросов. Начиная чтение КНК, я предполагала, что тут та же ситуация, что в средневековой Европе: служба оруженосцем и завершающее ее посвящение в рыцари – обязательная ступень перед получением воинского звания (или его тогдашнего аналога) и началом военной карьеры. Но что мы видим на примере знакомого нам выпуска Лаик (к концу СЗ-1 никто еще не закончил срок службы, кроме особого случая с Диком – о нем см. ниже):
1) они уже успели получить офицерские звания (кто-то корнет, кто-то даже теньент), и не преждевременно, за какие-то выдающиеся подвиги, а в обычном порядке; причем стать офицером, в том числе и в гвардии, можно, даже не учась в Лаик (как Герард благодаря Алве);
2) они занимают военные должности – адъютантов (интересно, что Дик – единственный оруженосец, не бывший адъютантом своего эра);
3) они занимают гражданские должности (Дик и Валентин – при Альдо);
4) по крайней мере один из них (Дик) награжден орденами;
3) герцоги и главы Великих домов (Дик и Валентин) исполняют все обязанности/пользуются всеми правами, вытекающими из их положения и титула: распоряжаются имуществом, личной гвардией, дают согласие на брак родственниц.
Вопрос: что изменится в их жизни от присвоения им этого загадочного рыцарского звания, если оно означает что-то вроде достижения дворянином сословной полноправности (как совершеннолетие – возрастной полноправности)?
Фердинанд во время встречи с Диком в Багерлее говорит «вы так и не стали рыцарем, оруженосец… Вы никем не стали» как о чем-то очень важном; но в чем конкретно эта важность заключается?
Между прочим, Валентин формально находится даже в худшем положении, чем Дик: того преждевременно освободил от службы его эр – это явно законная, хотя и редкая процедура (кстати, непонятно: когда Алва говорит, что «я считаю его обучение законченным. Он достоин стать одним из талигойских рыцарей. Я подтверждаю сие пред землей и небесами» – означает ли это автоматическое присвоение рыцарского звания, или Алва только дает разрешение на эту церемонию, которую должен проводить не эр, а кто-то другой – может быть, король?).
Валентин остался без эра, и, по-видимому, без перспектив на рыцарское звание – но ничто не указывает на то, что это как-то беспокоит его или всех тех, кто имеет с ним дело; даже Дик, подыскивая для него упреки и оскорбления, ни разу не говорит что-нибудь вроде «вы не дослужили оруженосцем и теперь не станете рыцарем». И Алва, принимая у Валентина присягу, присваивая чин полковника и обсуждая его ближайшее будущее, не упоминает об этом предмете. Так насколько же в действительности это важно?
с позором, плюс, я думаю, есть вариант, что кое-кто мог получать звание и отправляться на службу в ту же Торку. Кстати, я как поняла, в Лаик обучались только дворянские детки, неважно старое это дворянство было или новое, соответственно у них даже в случае, если их никто не возьмёт, было чем заняться. Ричард тот вообще был герцогом с собственными владниями.но вообще, конечно, вся эта система оруженосцев выглядит изрядным анахронизмом, нужным только для
движения сюжетакрасоты и соблюдения традиций.читать дальше
Джастин не был оруженосцем Алвы.
Он был оруженосцем Генри Рокслея, как и Валентин позже.
А у Алвы до Дика оруженосцев не было.
я почему-то была уверенна, что Джастин - оруженосец Алвы...хм...
Эсператистов Франциск убрал потому, что тогдашний эсперадор поддерживал династию Раканов, а так же потому, что те активно лезли в политику. Вместо них учредил олларианство, кардинал которого подотчетен напрямую королю.
А что могло помешать Франциску просто ограничить влияние эсператистов в политике? Это куда легче, чем придумывать и организовывать новую церковь. Ему надо было именно что убрать эсператистов, что он и сделал.
>>>Ему надо было именно что убрать эсператистов, что он и сделал.
Если бы он просто задавил эсператистов они скорее всего отказались бы принять его
как наместника божьего на землевласть как законную, что чревато - это раз, во-вторых, даже если религия и отделена от государства, она всё равно на умы обывателей влияние оказывает грандиозное, поэтому олжна быть иделогически правильной. Опять же, задумайтесь зачем были все эти упрощения и пр., там же объяснялось))).Ну хорошо. А давайте посмотрим на это со стороны эсператисстов. Неужели бы они хотели потерять то, что имели? неужели бы они не смогли бы (ладно, пусть будет это слово) договориться с Олларом? Им важны были и Ноха, и Лаик. Рискну предположить, что в данном случае им важнее не столько кто у власти, сколько то, что они имеют. Они бы пошли на уступки, лишь бы сохранить то, что у них есть. Доказательством тому то, что они просили у Альдо им отдать, в случае победы последнего. К тому же только дураку было не понятно, что Оллар победит. И вы думаете, что эсператисты не подсуетились заранее? Оллар их прогнал. А чтобы народ сильно не страдал, т.к. вера нужна в любом случае, он объявил эсператизм "вне закона" и "богонеугодным" и дал людям религию попроще и поуправляемее) .
Вам вот провели реальную параллель с протестанством, с которой, я полагаю, всё эти и было списано, изучите этот вопрос и возможно вам станет понятнее. Я вам ещё могу похожий пример с нашими староверами привести, тоже казалось бы, к чему упираться, а вот нет же).
+1
Вы думаете, я просто проигнорировала прошлый комментарий по этой теме? Я поняла, что вы этим хотите сказать и тут спорить или что-то обсуждать - лишнее
И говорю я совсем про другое в данном случае. Извините, но жить захочешь, и Ракана выдашь (сомневаюсь, что они за него держались сильно), и согласишься молитвы и обряды читать/вести на Талиге. Откуда нам знать, что они предлагали Франциску? Им нужны были Ноха и Лаик, они наверняка за них держались. И что-то мне как-то не верится, что они хотели оттуда уходить. Франциску от них не нужно было ничего, или же он просто боялся их оставлять и тем более что-то у них брать. Как практика показала, эсператисты - довольно таки опасные ребята. И да! Они ведь во время осады проповедовали не в пользу Раканов. Когда Алан размышляет о котенке Дикона, то есть такая фраза "бродячие проповедники и вовсе вот-вот натравят горожан на Людей Чести. " Так что может они сначала и договорились о чем-то с Франциском, а тот потом просто или не захотел отдавать это "что-то" или, опять же, испугался.
И, кстати, что-то я не припомню, чтобы кто-то из, так сказать, простого народа был против олларианства. Не думаю, что они сильно возмущались бы и против просто реформ в церкви. По сути, людям-то все равно. Да и люди чести, имхо, чисто по привычке были против.
А насчет Ракана...в итоге он все равно бы сдался. Когда Франциск подходил к столице, наверняка уже никто не сомневался в его победе.
Эгмонт Окделл был оруженосцем у Мориса Эпинэ.
ну да) я имела в виду после окончания срока службы оруженосцем
Извините, что вмешиваюсь, но продолжил.. Он дослужился до полковника в Торке и был уволен со службы незадолго до восстания (при этом его произвели в генералы).. (ЯМ-2, стр. 402-403).